ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Что может быть лучше путешествий? Ничего – так считает солист фольклор­ного ансамбля НО РНД «Begeisterung» Юрий Валентинович Кочуров. Вело­путешествие для него – это и отдых, и прекрасное времяпрепровождение. Уже не первое лето Юрий Валентино­вич садится на велосипед и уезжает за тысячи километров от Новосибирска. В этом году пенсионер совершил вело­пробег «Москва–Брест».

Мысль об этом путешествии появи­лась у мужчины ещё пару лет назад. Свой маршрут он хотел построить по основным местам боевой славы российских солдат Первой и Второй мировых войн. Другими словами, побывать в Москве, на Бородин­ском поле, в деревеньке Хатынь, в Брест­ской крепости и других не менее значимых уголках России и Белоруссии.

– Ещё будучи в Новосибирске, я встре­тился с настоятелем церкви Святой Ефро­синьи Полоцкой отцом Дмитрием. Он от­дал мне икону, которую необходимо было передать в Храм Брестской крепости. Ведь именно священнослужитель из Бре­ста приезжал в наш город, чтобы освятить церковь на улице Лазурной, – рассказыва­ет путешественник. 15 августа Юрий Валентинович встре­чается с отцом Дмитрием, а уже 16 авгу­ста садится на поезд до Москвы. Из бага­жа – только велосипед, гармонь и рюкзак с самым необходимым. Ещё до отъезда из города в одной из газет путешественник прочитал о молодом человеке, который на самокате преодолел расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы. Эта новость очень удивила мужчину и укрепила в нем уверен­ность в правильности решения преодолеть немалое расстояние на велосипеде.

– Ох, и шумный город Москва. Такое движение на дороге! Все куда-то спешат, торопятся… Я на велосипеде объездил весь город – побывал на набережной, за­ехал на Красную площадь. В столице я и ранее бывал, но очень давно, – говорит пенсионер. – Ехать в Брест я решил с Бе­лорусского вокзала. Именно оттуда от­правлялись первые эшелоны в июне 1941 года. Сегодня там стоит памятник, кото­рый увековечил сцену прощания девушки и солдата.

В Можайске наш путешественник встре­тил молодого человека, который так же, как и он, любит прогулки на велосипеде, одна­ко выбирает менее длинные маршруты. В этот раз конечным пунктом московского велосипедиста стало Бородинское поле, на котором и довелось ночевать первую ночь Юрию Валентиновичу.

– Первую ночь я переночевал в спаль­ном мешке прямо на земле Бородинского поля. В 4:30 утра я проснулся. Солнце вста­ет, над землей стелется туман и тишина. Ни дуновения ветерка, лишь щебет птиц, – де­лится путешественник. – Лежал я, смотрел на красоту нашей русской земли и думал, что когда-то, в далеком 1812 году именно в такое утро наступали французские вой­ска Наполеона. Невозможно описать свои чувства, когда сам оказываешься в таком историческом месте. Уже после обеда пошел дождь. Попутчик Юрия Валентиновича распрощался и по­ехал обратно в Москву, а наш путешествен­ник пошел искать себе ночлег. Недалеко от поля он заметил множество палаток, к которым и направился. Как выяснилось позже, это был Всероссийский военно-исторический лагерь «Бородино-2016». В планах Юрия Кочурова было провести ещё одну ночь в Можайском районе, однако этому не суждено было сбыться.

– В первый же день меня спросили, останусь ли я на реконструкцию Бородин­ского сражения, которое будет проходить здесь через две недели? Я сказал, что подумаю. Передо мною возникла дилем­ма: в мои планы не входило столь долгое пребывание на Бородинском поле. Ещё до начала поездки я рассчитал примерное количество времени, которое затрачу на свой пробег. Около двух месяцев я дол­жен был затратить на дорогу и, согласив­шись остаться, я бы сбил свой график. Но с другой стороны – быть здесь и не увидеть своими глазами такого зрелища… Я решил остаться, – поведал мужчина. – Дело в том, что смены лагеря «Бородино-2016» уже за­кончились. Однако требовалась ещё уйма времени, чтобы убрать технику, палатки и оборудование, которое было задействова­но в работе смен. Коротая время за ожи­данием реконструкции, я предложил свою помощь. Здесь я познакомился с замеча­тельными людьми, работая с которыми я не заметил, как пролетели две недели.

4 сентября на поле близ деревни Боро­дино Можайского района Московской об­ласти состоялась реконструкция знамени­того Бородинского сражения. – Тысячи людей из разных регионов на­шей страны, иностранные туристы, высо­копоставленные гости – на этом зрелище были все. На репродукции было восемь орудий в действии, и такой грохот стоял на всё поле. Я тогда ещё подумал: «А что же было в 1812 году, когда сотни орудий гре­мели на поле боя?», – вспоминает пенсио­нер. – Ещё одну ночь я переночевал около Бородино и уже наутро отправился дальше в путь.

Ещё на Бородинском поле наш путе­шественник познакомился с мужчиной, который ради Бородинских сражений приехал из Смоленска. Слово за слово, и вот уже Юрий Валентинович приглашен пожить в Смоленске в школе Олимпий­ского резерва. Именно туда и отправился велосипедист после долгого пребывания в Московской области. Выпускники шко­лы – чемпионы мира, Европы и Олимпий­ских игр.

– За три дня проведенные в Смоленске я успел побывать у основных достоприме­чательностей города. Даже со съемочной группой одного из местных телеканалов встретиться. Однажды за разговором с директором, я обмолвился, что было бы проще и быстрее, если бы я ехал на мото­цикле. На что тот ответил, что мотоцикли­стов, совершающих путешествие много, а вот велосипедисты редко встречают­ся, – рассказывает путешественник. – От Смоленска рукой было подать до границы с Белоруссией. Проблем с пересечени­ем границы не было никаких – я без тру­да покинул территорию России и заехал в соседнее государство, которое когда-то было частью большой страны под названи­ем СССР. Юрий Валентинович уже бывал в Бело­руссии. Первый свой визит в страну «бра­тьев славян» он помнит и по сей день, хотя прошло уже много лет. Да и визитом то ко­роткое пребывание назвать сложно – ещё будучи солдатом, молодой Юра проездом был в Бресте. Мог ли он тогда предполо­жить, что спустя десятилетия он снова при­едет в эти места…

«В Минске я посещал многочисленные храмы и музеи. Даже осмелился в метро играть на гармошке, только нормального выступления не получилось – стоило мне начать петь, как тут же приходили милици­онеры и просили прекратить. По их словам, я нарушал правопорядок. Они уходили – я вновь начинал играть. Так раза 4-5 было, в итоге я так и ушёл из метро, – вспоминает Юрий Кочуров. – В столице Белоруссии я жил в Храме в честь Иконы Божией Мате­ри «Всех скорбящих Радость». Здесь я по­знакомился с удивительным человеком по имени Матвей. Он уже девять раз побывал на Святой горе Афон в Греции. И мне пред­ложил следующим летом отправиться туда. Единственное, что меня пока останавлива­ет – это виза, а точнее её отсутствие. Ду­маю, если за год получится её сделать, то летом 2017 года отправлюсь в Грецию. Так­же на велосипеде проеду по Европе».

Как признается пенсионер, одним из главных факторов, влияющих на успеш­ность велопутешествия, является хорошая погода. Именно поэтому для своих вояжей он выбирает конец лета – начало осени. По словам Юрия Кочурова, в этом году с погодой повезло – лишь на Бородинском поле его застал такой ливень с грозой, что всё вокруг сотрясалось от раскатов грома. Бывало, и моросящий дождь портил планы туриста.

– По дороге в Брестскую крепость я за­ехал переночевать в женский монастырь. В этом нет никаких проблем – при мона­стыре всегда есть комната для гостей, где может расположиться путник. Вот и я оста­новился у них переночевать. Утром, после завтрака я уже собирался отправляться в путь, как вдруг заморосил дождь. «Прой­дет – поеду», – подумал я тогда. Но не тут-то было. Дождь и не думал прекращаться, а лишь становился сильнее. Стою я, смотрю на капли дождя, а в это время монахини собрались морковь перебирать – букваль­но вчера её выкопали. Я решил им помочь: пока они обрывали ботву, я таскал морковь в прицеп. Так незаметно и время обеда по­дошло. Пообедали мы, а дождь все идет. Что ж, деваться некуда – погрузил я вещи на багажник велосипеда и поехал. Всего-то около пятидесяти километров до Бреста оставалось. И радости той, которая охва­тила меня при виде ворот Брестской кре­пости, мне не передать!

Уже в Бресте нашего путешественни­ка встречал отец Виталий – именно ему и передал икону из далекого Новосибирска Юрий Кочуров. За дни пребывания в горо­де путешественник успел всё обойти пеш­ком. По его словам, можно до бесконечно­сти смотреть на исторические памятники. Глядя на Холмские ворота, до наших дней сохранившие следы от вражеских пуль, не­возможно не преклониться перед добле­стью советского народа.

Также в Бресте Юрия Валентиновича приняли в Клуб любителей ретро-авто­мобилей. Кроме того, последовало пред­ложение совершить путешествие «Брест–Владивосток» на стареньком «Опеле» 50-х годов.

Нельзя не упомянуть и о творческой де­ятельности нашего велопутешественника. Не напрасно из раза в раз в свои походы мужчина берет гармонь. Порой, она помо­гает найти подход к людям, говорящим на другом языке, а иногда скрашивает вече­ра. Но в этот раз, в этот знаменательный поход, Юрий Валентинович взял музы­кальный инструмент, чтобы для всех своих новых друзей и знакомых исполнить песни военных лет – именно те, что помогали в нелегкие годы войны. С концертными про­граммами солист фольклорного ансамбля НО РНД «Begeisterung» выступал на пло­щадях, в школах, гимназиях, кадетских корпусах и даже в Суворовском военном училище.

– Больше всего в этой поездке меня поразило радушие людей. На моем пути попадались исключительно добрые и от­зывчивые люди. Помню, как-то заехал в одну белорусскую деревеньку на ночлег. Приютила меня пожилая 90-летняя женщи­на или, как я её звал, баба Маруся. Дело в том, что буквально за десять метров до её дома у меня сломался багажник у вело­сипеда. В этот момент я вспомнил слова грузин, о том, что ничего в нашей жизни не происходит просто так. Представьте, если бы это случилось со мной в чистом поле – пришлось бы ночевать на земле, – вспо­минает Юрий Кочуров. – Весь вечер мы проговорили со старушкой о жизни. Ино­гда наш разговор прерывался песнями, которые исполнял я для неё. Наутро она встала пораньше и приготовила завтрак, испекла мне в дорогу оладьи. Я же в свою очередь дал ей церковные свечи, масло и святую воду, что покупал в одном из хра­мов. А напоследок и денег оставил. Так она чуть не расплакалась, когда увидела, что я положил ей денег. А когда она вышла меня провожать, то в её глазах я увидел слезы. Обняла меня крепко и сказала напоследок: «Сколько лет живу – никогда таких добрых людей, как Вы, не видела».

По словам путешественника, многие его друзья предпочитают отдых в палатке: «Нет ничего лучше, чем побыть наедине с собой». Однако Юрий Валентинович так не считает:

– Не могу я иначе. Общение с людьми – вот то, для чего я совершаю путешествия в тысячи километров.