VOLK AUF DEM WEG

28 августа российские немцы Алтайского края приняли участие в памятных мероприятиях, организованных Алтайским краевым Российско-Немецким Домом.

В военные и послевоенные годы для российских немцев утешением оставалась вера в Бога. Так, немцы-лютеране тайно продолжали собираться на богослужения, создавали свои, так называемые, братские общины – брудер гемайнде. В Сибири и Казахстане таких лютеранских общин насчитывалось более двух сотен, так сильна была у людей тяга к Богу. Были подобные общины и у немцев – католиков и у немцев – баптистов.
И сегодня, когда российские немцы говорят обо всех трагических для них событиях, случившихся с ними, начиная с 28 августа 1941 года, они вспоминают и о Боге.
Выступивший на траурном мероприятии епископ Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургскго Исповедания России Александр Франц заметил, что история российских немцев перекликается с библейской историей о блудном сыне, который когда-то уйдя от отца, всё равно должен вернуться в отчий дом. «В Библии, – как напомнил епископ Александр. – под блудным сыном иносказательно понимаемся все мы, люди, однажды отдалившиеся от веры и теперь возвращающиеся к Богу – Отцу. И если сегодня судьба российских немцев, разбросанных по многим странам мира, не имеющих своей государственности, созвучна с названием журнала «Volk auf dem Weg» / «Народ в пути», то это еще не причина горевать и опускать руки! Главное, чтобы Господь Бог, наш милосердный Отец даровал нам нашу небесную Родину – свой Отчий дом!»

Окончив свое выступление словами из христианского гимна:

«Отчизна моя в небесах,
К ней стремится и рвётся душа.

Там святые в бессмертных лучах,
Там струится живая река», –
епископ и собравшиеся на мероприятии помолились о невинно пострадавших от депортации и прочли молитву «Отче Наш» («Vater Unser»).

СПРАВКА О ЦЕРКВИ
Eвангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского Исповедания (ЕЛЦАИ) России.
Основана в 2006 г. Придерживающаяся принципов консервативного лютеранства, не признает женского священства. Объединяет верующих русской, немецкой и других национальностей. Богослужение ведется на русском либо немецком языках по желанию прихожан. Начальствующий епископ – Александр Франц. Президент Генерального Синода – Владимир Пудов.

На Алтае Евангелическо-лютеранская церковь существует на протяжении 280 лет, начиная с первой трети XVIII века, c появлением здесь, наряду с православными русскими и немцев-лютеран – горных инженеров и мастеровых. В их числе можно назвать Андреаса Беэра (1696 – 1751) – первого главного командира Колывано-Воскресенских заводов, Иоганна Готлиба Леубе (1724 – 1782) – первого местного пастора, а потом и начальника Змеиногорского рудника, Иоганна Самуэля Христиани (? – 1766) – основателя сереброплавильного производства на Алтае, управляющего Барнаульским сереброплавильным заводом, Фридриха Геблера (1781 – 1850) – врача и географа, члена-корреспондента Российской Академии наук и др.
В 1941 г. на Алтай было депортировано более 100 тыс. советских немцев, организовавших впоследствии до 30 лютеранских общин в городе Барнауле, в сёлах Подсосново, Камыши, Кусак, Новторышкино и других.